|
---|
|
По вопросу о Протоколе № 14 к Европейской конвенции
Во втором номере журнала за 2007 год редакцией уже были опубликованы материалы, касавшиеся вопроса о том, что 20 декабря 2006 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 362484-4 «О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года» не набрал необходимого числа голосов депутатов для принятия решения. Заметим, что законопроект о ратификации Протокола № 14 к Конвенции вносился в Государственную Думу Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. На встрече с Президентом России В.В. Путиным: соображения главы государства Вскоре после того, как Протокол № 14 к Конвенции не прошел процедуру ратификации в Государственной Думе, в Кремле 11 января 2007 г. состоялась встреча главы государства с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, на которой был затронут и вопрос о Протоколе № 14 к Конвенции. В своих комментариях по этому поводу, В.В. Путин подчеркнул, что направил в Государственную Думу для принятия законопроект о ратификации Протокола № 14 к Конвенции, который по его указанию был подписан в свое время Российской Федерацией. Глава государства отметил: «К сожалению, Государственная Дума не ратифицировала этот протокол. Как вы понимаете, он не был бы подписан, если бы я не дал соответствующее указание Министерству иностранных дел. Это было все сделано, тем не менее депутаты Государственной Думы сочли возможным эту ратификацию отклонить. У них были определенные аргументы. Можно с ними спорить. Если бы я не хотел этого сделать, я бы не давал вообще указания на подписание и не направлял бы в Государственную Думу на ратификацию. А их аргументы, я полагаю, вы знаете, свелись к тому, что ратификация и введение новой упрощенной системы рассмотрения дел в Страсбургском суде может привести к ухудшению качества рассмотрения этих вопросов, поскольку позволяет рассматривать дела по прецеденту и не в полном составе суда, а отдельным судьей. Да, это ускоряет рассмотрение, но, по мнению депутатов Государственной Думы, может привести к ухудшению качества». *** «Протокол № 14 к Конвенции, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции» (таково полное название документа), действительно был подписан от имени Российской Федерации в г. Страсбурге еще 4 мая 2006 г. Официальная краткая цель Протокола – повысить эффективность работы Европейского Суда по правам человека в условиях резкого увеличения числа жалоб в связи со вступлением в Совет Европы новых государств – членов. Документ был открыт для подписания в ходе 114-й сессии Комитета министров Совета Европы на уровне министров в г. Страсбурге 12 – 13 мая 2004 г. В специальной Декларации Комитет министров высказался за скорейшую, в течение двух лет, ратификацию Протокола всеми государствами – членами Совета Европы, так как только после этого Протокол может вступить в силу. На сегодняшний день Протокол был ратифицирован всеми государствами – членами Совета Европы, за исключением России. «разработанный в крайне сжатые сроки Протокол, призванный избежать «паралича» системы страсбургских контрольных органов, явно не способен оправдать все возлагаемые на него ожидания. В ходе переговорного процесса представители большинства стран проявили неготовность к серьезному пересмотру процедур работы ЕСПЧ. 1) Подробнее см. второй номер журнала за этот год, с. 23–25 (примечание редакции). В тексте самого законопроекта указывалось, что «применение Протокола будет осуществляться без ущерба для процесса совершенствования процедур функционирования Европейского Суда по правам человека, прежде всего для укрепления стабильности его Регламента, не исключая принятия Комитетом министров Совета Европы дополнительных мер, направленных на усиление контроля за использованием выделяемых Европейскому Суду по правам человека финансовых средств и обеспечением качественного кадрового состава Секретариата Европейского Суда по правам человека, при том понимании, что процессуальные нормы, касающиеся процедур рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб, должны приниматься в форме международного договора, подлежащего ратификации, или посредством выражения государством своего согласия на его обязательность иным способом»2. 2) См. там же с. 24 (примечание редакции). *** В Заключении Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 декабря 2006 г. на проект федерального закона № 362484-4 «О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 г.» указывалось: «Одобряя в целом идею совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, Комитет обращает внимание на необходимость соблюдения требований статьи 7 и статьи 10 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, согласно которым все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а также каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. 3) См. там же (примечание редакции). Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал депутатам не ратифицировать протокол. Согласно сообщениям в печати Председатель Комитета Павел Крашенинников заявил следующее: «Мы считаем, что эти поправки не отвечают интересам России... Там предлагается единоличное решение судьи, а у нас в законодательстве предусмотрено только коллегиальное решение. В общем, их поправки расходятся с нашим судопроизводством»4. Депутаты также сочли необоснованным увеличение срока полномочий судей с 6 до 9 лет. 4) http://www.demos-center.ru/publications/15641.html?mode=print (примечание редакции). 5) http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=657459&ct=news (примечание редакции).
11 января 2007 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов встретился с Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линденом. С российской стороны во встрече также приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин и член Комитета Совета Федерации по международным делам Анатолий Коробейников. Стороны обсудили ситуацию, сложившуюся с Протоколом № 14 к Конвенции, который не прошел процедуру ратификации в Государственной Думе. Комментируя ситуацию с Протоколом № 14 к Конвенции, Сергей Миронов сказал, что в верхней палате российского парламента изучают «все обстоятельства и доводы голосования коллег из Государственной Думы против данного законопроекта». Он подчеркнул, что решение по поводу Протокола № 14 не окончательное, законопроект имеет статус не отклоненного, а не прошедшего процедуру ратификации.6 6) См. http://www.regions.ru/news/2043312/ (примечание редакции). 7) Цит. по: «Российская газета» (Федеральный выпуск) № 4358 от 5 мая 2007 г. http://www.rg.ru/2007/05/05/margelov.htm
*** Выступая на официальной церемонии открытия судебного года 19 января 2007 г., новый Председатель Европейского Суда по правам человека, г-н Жан-Поль Коста, отметил, что «Протокол № 14 к Конвенции был разработан в результате межправительственного сотрудничества. Его окончательный текст был открыт для подписания, начиная с 13 мая 2004 г. С тех пор он был подписан 46 государствами и ратифицирован 45 государствами. И только одно государство медлит с его ратификацией. Это тем более удивительно, что высшее руководство этого государства заявляет о своей поддержке нашего Суда и положительно относится к его укреплению. Я не будут повторять вслед за Катоном “Карфаген пал”, поскольку речь идет не о разрушении, а о созидательной и конструктивной работе, но я не устаю повторять, что “необходимо добиться вступления в силу Протокола № 14”. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Я глубоко убежден, что, как говорил Кант, этот категорический императив одновременно представляет собой решение, основанное на практических потребностях, если уж процитировать еще раз этого философа из Кенигсберга. Поэтому я уверен, что разум победит». Жан-Поль Коста, в частности, отметил: «судьями и сотрудниками аппарата Суда были предприняты весьма значительные усилия с тем, чтобы Суд был бы готов действовать в рамках Протокола № 14 к Конвенции, как только он вступил бы в силу. Эти усилия касались рабочих методов Суда и Регламента Суда. Согласно предварительным оценкам применение Протокола № 14 к Конвенции – без какого-либо увеличения выделяемых ресурсов – дало бы возможность Суду увеличить свою продуктивность, по крайней мере, на 25 процентов. Это уже показывает, что хотя самого по себе Протокола недостаточно, он все равно жизненно необходим для нас. 25 января 2007 г. Парламентская ассамблея Совета Европы обсуждала проблемы в деятельности Европейского Суда по правам человека, включая и вопрос о Протоколе № 14 к Конвенции. Выступая на сессии Парламентской ассамблеи, г-н Фьоренцо Столфи, занимавший на тот момент пост Председателя Комитета министров Совета Европы подчеркнул: «Как мы указывали в ряду наших приоритетов, одной из нашей главных целей – и знаю, что Парламентская ассамблея ее разделяет – является обеспечение эффективности уникальной системы защиты прав человека, созданной на основе Европейской конвенции о защите прав человека. Для этого крайне важно, чтобы Протокол № 14 к Конвенции, который до сих пор ратифицировали, как было обещано, 45 из 46 государств – членов Совета Европы, вступил бы в силу, как можно скорее. 4 апреля 2007 г. в ходе эксклюзивного интервью Председателя Европейского Суда по правам человека Жан-Поля Коста главному редактору нашего журнала В.А. Портнову (см. номер 5 журнала, 2007 год) Председатель Суда, отвечая на вопрос В.А. Портнова: «куда идет Европейский Суд, учитывая при этом вопрос о Протоколе № 14 к Европейской конвенции о защите прав человека»?, ответил так: «Я считаю, что Суд находится на поворотном витке. Такие витки Суд уже знал за более чем сорок лет своего существования, и я надеюсь, что данный виток будет позитивным, и Суд продолжит играть все более важную роль в защите прав граждан во всей Европе. В мае 2007 г. в Москве по приглашению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Зорькина нанесла официальный визит делегация Европейского Суда по правам человека во главе с его новым Председателем Жан-Полем Коста. 2 июля 2007 г. Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден выступил со следующим заявлением о ратификации Протокола № 14 к Конвенции: «Я разочарован тем, что Государственная Дума Российской Федерации все еще не дала согласия на ратификацию этого жизненно важного протокола, препятствуя тем самым вступлению его в силу. Задержка ратификации после окончания июня месяца вызвала необходимость частичного обновления состава Европейского Суда, сложного и трудоемкого процесса, который теперь должен начаться.
8) Полный текст выступления нового Председателя Европейского Суда по правам человека Жан-Поля Коста на официальной церемонии открытия судебного года 19 января 2007 г. опубликован во втором номере журнала, 2007 год (примечание редакции). 9) Текст выступления г-на Фьоренцо Столфи на английском языке см. http://www.coe.int/t/dc/files/pa_session/jan_2007/20070124_disc_stolfi_EN.asp? (примечание редакции). 10) Более подробно см. номер 5 журнала, 2007 год (примечание редакции). 11) См. http://www.gazeta.ru/2007/05/10/oa_238755.shtml (примечание редакции). 12) Пресс-релиз Совета Европы 469(R)2007 *** На упоминавшейся встрече в Кремле с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека В.В. Путин, говоря о проблемах Европейского Суда, отметил следующее: «Надеюсь, что вместе с международными судебными инстанциями мы найдем приемлемое решение, которое позволит улучшить работу Страсбургского суда, позволит нам ближе и плотнее сотрудничать, хотя Россия своего объема сотрудничества со Страсбургским судом не сокращает и в полном объеме работает там так же, как и работала раньше. Но вместе с коллегами из Страсбургского суда будем думать над тем, как нам совершенствовать эту совместную деятельность».
В публикации использованы материалы стенограммы встречи
|
---|